Информация для выпускников

ЦТ по учебным предметам в 2017 году будет проведено по следующему графику:

«Белорусский язык» – 12 июня (понедельник);

«Русский язык» – 14 июня (среда);

«Обществоведение» – 16 июня (пятница);

«Математика» – 18 июня (воскресенье);

«Биология» – 20 июня (вторник);

«Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» – 22 июня (четверг);

«Химия» – 24 июня (суббота)

«Физика» – 26 июня (понедельник);

«История Беларуси» – 28 июня (среда);

«География» – 30 июня (пятница);

«Всемирная история (новейшее время)»­ – 2 июля (воскресенье).

Время начала ЦТ – 11.00.

Регистрация для участия в ЦТ в основные дни будет проходить со 2 мая по 1 июня.

 

График проведения централизованного тестирования в резервные дни:

«Белорусский язык» – 6 июля (четверг); 8 июля (суббота);

«Русский язык» – 6 июля (четверг); 8 июля (суббота);

«Обществоведение» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Математика» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Биология» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Химия» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Физика» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«История Беларуси» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«География» – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник);

«Всемирная история (новейшее время)»­ – 6 июля (четверг); 10 июля (понедельник).

          Сроки регистрации абитуриентов для прохождения ЦТ в резервные дни – с 30 июня по 3 июля.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

О завершении 2016/2017 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования

ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ 11 КЛАСС

Готовимся к ЦТ вместе (Химия)

Рыхтуемся да ЦТ разам (Беларуская мова)

Подготовка к ЦТ по математике ( 1 вариант 1 этапа репетиционного тестирования)

Подготовка к ЦТ по математике ( 2 вариант 1 этапа репетиционного тестирования)

Практические рекомендации по подготовке к ЦТ по математике

Краткая теория по курсу физики 7-11 классы

Основные формулы по курсу физики 7-11 классы

*****************************************************************

«Как готовиться к экзаменам и ЦТ»

Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя
спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня

Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание

Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Как развивать мышление

1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!

*****************************

********************************************************************

Учреждение образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» Белорусского государственного университета (далее – институт, г.Минск, ул. Долгобродская, 23/1) 05 января 2017 г. в 12.00 проводит День открытых дверей.

***********************************************************

 *************************************************************

   

 

 

 

****************************************

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ   

   Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

   С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ: • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

   • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

   • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Найди описания профессий (профессиограммы), статьи о профессиях, комментарии профессионалов в сети internet, специализированной литературе, газетах и журналах.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив и активен в достижении намеченных целей.

  УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ — зона оптимального выбора

  ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

 МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

  НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

ПЛАНИРУЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ, ПОЛЕЗНО ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

• Какие учебные предметы у вас любимые?

• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

• О какой работе вы мечтаете?

• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и – действуйте!

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

• выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

• незнание или недооценка своих физических особенностей;

• незнание или недооценка своих психологических особенностей;

• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

• увлечение только внешней стороной профессии;

• предубеждение в отношении престижности профессии;

• незнание требований профессии к человеку;

• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

• определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

• полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

• устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

• реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

• моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

•согласованность плана с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

***********************************************************************************************************************

Здоровье и выбор профессии

   Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

   С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний?

  Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения.

  С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.

  Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

**********************************************************************************************************************

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

        

 

 

***************************************************************************************************************************

 

 

 

 

 

 

Подготовка к ЦТ

1. Репетитор онлайн

2. testirovanie.org

3. Физика и математика

4. mozg.by - поступаем вместе

 

 

Справочник белорусских вузов, поиск по проходным баллам,

дни открытых дверей, справочник специальностей.

Все это на студенческом портале http://budny.by

*******

 

Как вести себя во время сдачи ЦТ(памятка выпускнику)

  1. Перед экзаменом не пожалей 2-3-х минут, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подыши, успокойся.
  2. После сообщения в начале тестирования необходимой информации (как заполнять бланки, какими буквами писать…) будь особенно внимателен: от того, как ты запомнишь все эти правила, зависит многое.
  3. Соблюдай правила поведения: не выкрикивай с места, не подсказывай товарищу, не спрашивай сам информацию у одноклассников.
  4. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  5. Начни с легкого, не останавливайся на долгое время на слишком сложных заданиях. Так ты быстрее успокоишься и настроишься на рабочий ритм. У тебя все получится!
  6. Научись пропускать трудные и непонятные задания. Помни: среди заданий есть такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
  7. Читай задание внимательно и до конца, не старайся понять суть вопроса по «первым словам».
  8. Думай только о текущем задании. Забудь о неудачах и промахах! Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать дополнительно баллы.
  9. Иногда хорош и метод исключения, который позволяет сосредоточиться на 1-2-х вариантах, а не на 5-7.
  10. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»).
  11. Интуиции следует доверять. При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность быть правильным.
  12. Оставь время для проверки! («второй круг»).

У тебя все получится! Удачи! Мы в тебя верим!

********************

 

 

 

 

********

 

Советы психолога выпускникам

__________________________________________________________________________

 

 

 

 


            Образцы экзаменационных заданий


СОБЕСЕДОВАНИЕ С ЭКЗАМЕНАТОРОМ НА ОСНОВЕ  ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА


Read the article and say what it is about in 2-3 sentences                                            The Problem with Happiness
    Most people want to be happy. Some people even spend lots of money to learn to be more positive. But perhaps the search for happiness isn’t always a good thing. Some scientific research shows that you cannot force yourself to be happy. Research has also shown that being in a negative mood can sometimes be an advantage.    Joseph Forgas is a scientist at the University of New South Wales in Australia. He has studied how happy and negative moods affect people’s lives. Professor Forgas has found that people in a negative mood know more about the world and they are more careful when making important decisions. “A positive mood is good for creativity and quick thinking”, says Forgas. “But negative moods connect people with reality”.     In some experiments, Professor Forgas found that people in a negative mood didn’t easily believe rumours (сплетням) , but happy people are more likely to believe them. Other tests showed that people in a negative mood were better at remembering events that they had seen. People in a bad mood also better at expressing their opinions on serious subjects.    Forgas told the Australian Broadcasting Corporation: “Positive mood is not always a good thing. People in a negative mood make fewer errors. Even they remember events more clearly and they are often better at communicating.”    Forgas has also found a connection between the weather and people’s mood. When the weather is bad, people tend to have a negative mood. When that weather is good, people are happier. Forgas also found that on rainy days, when people were negative, their memory was improved.   Other experiments by Forgas show that happy people are more selfish  than unhappy people. Forgas says:”Happy people think more about their own needs than the needs of other people.”  Some people are pleased about the results of Forgas’s research . “Today, if you aren’t happy, people think there is something wrong,” says Michael Collins, a journalist.  “This is why Forgas’s research is so important. Certainly, happiness is a good thing. But we do not have to try to be happy all the time."
Answer the questions:
1. What does Joseph Forgas do? Read aloud the extract says about it.
2. What are the results of Forgas studies?
3. Do people find the results of the research important? Why?

   СОБЕСЕДОВАНИЕ С ЭКЗАМЕНАТОРОМ НА ОСНОВЕ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

Listen to two friends speaking at the bus stop and answer the questions below:
1. Why is the girl angry?
2. Has the girl eaten?
3. Why did the boy do to Roger?

Script
Boy: Hello, sorry I am late.
Girl: Do you know what time it is?
Boy: Yes, I know. I’ve said I am sorry.
Girl: But I’ve been waiting almost 2 hours. I rang your parents and they said you left ages ago. Where have you been?
Boy: Nowhere, the bus was late.
Girl: Look, I am standing here all the time and there’ve been plenty of busses go past.
Boy: Look, I’ve said I am sorry; anyway we’d better hurry…
Girl: We’ve missed the beginning of the film. I don’t want to go to the film any more. And we were going for a meal before the film…
Boy: Well, let’s go and have a meal now.
Girl: No, thanks. You’ve spoilt the evening. And what’s that you are carrying?
Boy: Cassettes, music cassettes, they are Robert’s. He let me borrow them for the weekend.
Girl: So that’s why you were late. You went to Robert’s home, didn’t you?
Boy: Um, um, well I knew you wanted to listen to them so I went to get them as a surprise; it just took much longer than I thought it would.
Girl: Honestly, you could have collected them after cinema.
Boy: Well, it seemed a good idea at that time - but the way it’s turned out meant no meal, no film, no surprise!


      БЕСЕДА С ЭКЗАМЕНАТОРОМВ РАМКАХ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМАТИКИ

                                          1
                       Healthy Way of Life, Sport
1. Let’s talk about sport and healthy way of life. What do you do to keep fit?
2. Do you agree that bad habits, like smoking, can be dangerous for us? Why?
3. What questions will you ask a professional sportsmen? ( Ask 3 questions)
4. What can you advise a person who wants to lose the weight?
5. What is the best way to promote a healthy way  of life among young people?
                                                        2
                                         Food, National Cuisine
1. Now let’s talk about food. What do Belarusian people eat?
2. Do you like cooking? Why?
3. Which questions can you ask a waiter if you are ordering a meal in a café ?
( Ask 3 questions)
4. My friend wants to know more about national cuisines. Which national dishes can you recommend him to taste?
5.  A lot of pupils refuse to have meals at school. What do you think of it?
                                       3
                         Choosing a Career

1. Let’s talk about your future career. What is your idea of an ideal job?
2. Is there any profession you wouldn’t like to go into? Why?
3. Imagine that you are applying for a job . What questions will you ask your future employer? ( Ask 3 questions)
4. Give some advice how to behave at a job interview to create a positive impression on the employer.
5. Some people think that having computer skills is necessary to get a good job. Do you agree with this?
СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                     (Журнал «Замежныя мовы у РБ»№ 3 2012 год)
ORAL SPEECH SITUATIONS
1. Travelling and Tourism
1. Let’s talk about travelling and tourism. What types of tourism do you know? Which one do you prefer? Why?
2. Do you agree that travelling with friends is much more interesting than travelling with parents? Why?
3. Imagine you are going to another country on holiday. What questions would you ask at a travel agency as to the place, the accommodation, the transport, etc.?
4. Give advice to your friend on how to avoid problems with cash during his trip to Britain.
5. Have you ever travelled abroad? If yes, tell about your trip. If no, tell about the trip you’d like to have.
2. Ecological Problems. Nature Protection
1. Let’s talk about environmental problems. Has Belarus suffered from any catastrophe?
2. Do you agree that air pollution is a cause of people’s health problems? Why?
3. Imagine you are interviewing an animal protection activist. What questions would you ask him/ her?
4. Give advice on how to become more environment-friendly.
5. Are you for or against animal experimentation? Why?
3. Places of Interest in Britain
1. Let’s talk about places of interest in Britain. Which of them would you like to visit and why?
2. Do you agree that Whales is the land of glorious kings and powerful wizards of the old days? Why?
3. Imagine that your friend spent a month in Scotland. What questions would you ask him / her?
4. Your friend has only one day to stay in London. Advise him what places of interest are worth visiting.
5. What part of London would you like to live in? Why?
4. Belarusian System of Education
1. Let’s talk about Belarusian system of education. At what age do Belarusian schoolchildren start and finish school? How long does a school year last? Do you take any exams?
2. Do you agree that schoolchildren must wear a school uniform? Why?
3. Imagine you are talking to your peer from England about schooling. What questions would you ask him/her?
4. Your friend doesn’t know what to do after finishing school. Give some advice.
5. What is your idea of an ideal school?
5. National Character
1. Let’s talk about national characters. They say every nation has got its national traits. Germans are considered to be punctual and accurate, Americans are commonly known as active, energetic and practical people. And what about Belarusians? What are our national traits?
2. Do you agree that ‘English people are the slaves of traditions’? Why?
3. Imagine you and your peer from Australia are discussing stereotypes about foreigners. What questions would you ask him?
4. Your friend is going to marry a handsome American. What is your advice?
5. What do you think has an influence on forming national character? Can you give any examples?
6. Jobs and Careers
1. Let’s talk about your future profession. What are your professional plans? What is your career goal? What would you like to achieve?
2. Do you agree that the knowledge of a foreign language is necessary to be a success? Why?
3. If you interviewed a person for a job of a teacher what questions would you ask him/her?
4. Your friend is interested in choosing the right career. Give him advice.
5. What can work mean for different people? What is it for you?
7. Youth Organizations
1. Let’s talk about Belarusian youth organizations. What youth organizations are there in our country? Are you a member of any youth organization?
2. Do you agree that young people should play some role in the life of the society? Why?
3. Your British friend is a member of the Scout movement. What questions would you ask him/ her?
4. Your friend is hesitating whether to join the Belarusian Republican Union of Youth. Give him advice.
5. You are making a speech about a real or imaginary youth organization. Your aim is to find new members. What would you say?
8. Outstanding People of Belarus.
1. Let’s talk about outstanding people of Belarus. What famous people of Belarus do you know? What are they famous for?
2. Svetlana Aleksiyevich, a Belarusian writer, once said: ‘If we only could learn to value a small human life!’ Do you agree that every life is valuable, no matter if a person is an ordinary or outstanding one?
3. A lot of outstanding people originated from Belarus. Which of them would you like to meet? What questions would you ask him/her?
4. Your pen-friend from England asks you to provide some information about Belarusian enlighteners which might be of help to him with his report about our country. Give him advice.
5. Name a Belarusian author whom you definitely call the soul of the nation. Explain your choice.
9. Who Governs Britain
1. Let’s talk about the political system of the United Kingdom. Who has the greatest power in the UK? What does the term ‘parliamentary monarchy’ mean?
2. Do you agree that the heir to the throne must be married to a member of a royal family? Why?
3. Imagine you are interviewing the British Prime Minister. What questions would you ask him?
4. Imagine you are a public policy analyst. Give advice to your friend on how to win local elections.
5. What aspects of a British political system appeal to you most? Which of them do you think should or could be introduced in Belarus?
10. Belarusian Statehood
1. Let’s talk about the political system of Belarus. What does the term ‘presidential republic’ mean? How is the state power exercised in Belarus?
2. Do you agree that the national symbols of the Republic of Belarus represent the country and its people properly? Explain your point of view.
3. Imagine that our gymnasium is receiving a group of British pupils. What would you ask them to share the impressions on our country?
4. A lot is being done to make our town modern and beautiful. Are there any problems left? De-scribe the one you can see and give your suggestions as to how to sort it out.
5. What aspects of the Belarusian political system do you think should or could be introduced in Britain?
11. Healthy Lifestyle. Sport
1. Let’s talk about health. Do you keep yourself healthy? What do you do to stay healthy?
2. Do you agree that smoking is harmful for health? Why?
3. Imagine you are talking to your friend about healthy lifestyle. What questions would you ask him/her?
4. There are pupils in our gymnasium who smoke. Advise them what to do to give up smoking.
5. Have you ever promoted healthy lifestyle? If yes, tell us how you did it. If no, tell how you would do that.
12. Mass Media
1. Let’s talk about mass media. What types of mass media do you know? Which of them are the most popular among teens?
2. Do you agree that radio is the least popular mass medium? Why?
3. Imagine you are given the task to find out how much newspapers are popular among teens nowadays. What questions would you ask your classmates?
4. Imagine that you are at the newsagent’s with your friend who knows almost nothing about Belorussian newspapers and magazines but would like to buy some. Recommend him/her anything to buy.
5. Speak about the reasons why you like or dislike watching the news.
13. Belarusian Customs and Traditions
1. Imagine you are writing an article for Wikipedia about Belarusian customs and traditions. Give 3 or 4 brief descriptions on the topic.
2. Do you agree that teenagers are not very much interested in the past of Belarus nowadays? Why?
3. Imagine you are given the chance to talk to your peer of the 10th century, living on the territory of modern Belarus. What questions would you ask him/her?
4. Imagine you are at a restaurant with your foreign friend. He would like to try Belarusian cuisine. Advise him what to choose to «taste Belarus»
5. You have been to the Victory Day parade, haven’t you? Is it important to hold such ceremonies? Why?
14. Science and Technology
1. Let’s talk about science and technology. What comes to your mind when you hear ‘science’ and ‘technology’? Can you tell us anything about the most ancient and the latest discoveries and inventions?
2. Do you agree that cloning is immoral? Why?
3. A scientist in the field of nanotechnologies is invited to your school. He is ready to answer your
questions. What will you ask?
4. Your friend has won money in a lottery. He wants to buy some latest gadget. Advise your friend what to buy.
5. Pupils nowadays are encouraged to carry out their own scientific research. Have you ever taken part in any? What do you think of it?
15. Family. Family Relationships
1. Let’s talk about family relationships. What can you tell us about your family? Do you get on well with your parents? What is your family for you?
2. Do you agree that children should be brought up strictly? Why?
3. Imagine you are invited to spend a couple of days in your pen-friend’s family in London. Ask him about their family holidays and traditions.
4. Your close friend is hesitating if to accept her boyfriend proposal. She asks you for advice. What would you say?
5. Divorce doesn’t seem to be extraordinary any more. What is happening? Has family become an outdated form of relationships?
16. Art
1. Let’s talk about art. There are various forms of art. What is your favorite one? Tell about your favorite musician or musical group, artist or sculptor.
2. Do you agree that Minsk is a cultural center of our country? Why?
3. You are given the task to write a review of latest cultural events in London. Ask your pen pal for necessary information.
4. Your friend from a little Belarusian town is going to Gomel. He is interested in art. Advise him an exhibition to visit.
5. Have you ever been to any cultural event (an art gallery, a concert or something)? Tell us about your impression. If not, tell about the cultural event you’d like to visit.
17. Great Britain: Customs and Traditions
1. After your 3-months stay in Great Britain you were invited to make a report on British customs and traditions for the younger children in your school. What would you speak about?
2. The English proverb say: ‘Custom is a second nature.’ Do you agree? Why?
3. You are to write a report about customs and traditions of Scotland. Ask your peer from Scotland some questions to get necessary information.
4. Your little sister is going to make a card on St Valentine Day. Give her some advice.
5. Have you ever tasted haggis? What dishes of British cuisine would you like to try?
18. Outstanding People of Great Britain
1. Let’s talk about famous people. What famous British people do you know? What made them famous?
2. Winston Churchill said: ‘Success consists of going from failure to failure without loss of enthusiasm.’ Do you agree? Why?
3. Imagine you are talking to William Shakespeare. What questions would you ask him?
4. Your friend is dreaming of becoming a famous fashion model. Give her some advice.
5. Is there any difference between a famous person and outstanding person? What is easier? Why?
19. Appearance and Character
1. Let’s talk about appearance and character. What can you tell about yourself as a person? What qualities do you appreciate in people?
2. Do you agree that a smile adorns a person? Why?
3. Imagine you are talking to a fashion model. What questions would you ask her? 4.” Your friend is upset because of her stoutness. Give her some advice.
5. We often judge people by their clothes. What do you think of it?
20. Houses and Homes
1. Let’s talk about types of dwelling. Do you live in a house or in a flat? What is there in your house/flat?
2. Do you agree that living in a country house is better than living in a modern fiat? Why?
3. Your friend from England has come to your place. You are talking about types of dwelling. What questions would you ask him/her?
4. Your friend wants to move house but doesn’t know what to start from. Give him some advice.
5. Have you ever repaired or furnished your room? If yes, tell what you did. If no, tell what you would do.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
      для подготовки к выпускному экзамену по английскому языку

1. Е.В. Карницкая/ Устный экзамен по английскому языку. – Минск: Экоперспектива, 2008. 160с.
2. З.А. Плюхина/ Англичане говорят так: учебное пособие. -  М.: Высш.шк., 1991. 175с.
3. Ю.В. Куриленко/ 400 тем по английскому языку для школьников, абитуриентов, студентов. – Москва: ЗАО «БАО ПРЕСС», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2005. 608с.
4. Английский язык: Тесты по грамматике, аудированию и чтению: пособие для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей/И.И.Панова, Е.Б.Карневская, Е.А.Мисуно – Минск: Аверсэв, 2004 . 368с
5.  1000 тем английского устного. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2008. 253с.
6. 3. Английский язык: Устные темы с упражнениями /А.С.Сушкевич, М.А.Маглыш.-Мн: 2004.-255с.
7. Учимся задавать вопросы и отвечать по-английски/Головнев В.В. –Мн.: ТереаСистемс,2003.-96с.
8. 12. Английский с улыбкой: справочн. пособ./ Вовшин Я.М., Панова И.И. –мн.: Парадокс, 2001 – 176с.
9. Устные темы по английскому языку для школьников/ Новиков А.В.- М.: «Лист Нью», 2001, 352с.
10. Устные темы и задания по развитию речи( 7-8 год обучения): учебн.пособ. / Гиндлина И.М., Пименова Г.М. – М.: «Издательство Астрель». «Издательство АСТ», 2000.- 192с.

Вся вышеперечисленная литература имеется в наличии в кабинете иностранного языка


Рекомендации для учеников и их родителей при подготовке к школьному экзамену по иностранному языку.
Советы родителям


1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену


1. Подготовь место для занятий;
2. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
3. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
4. Запоминай не просто слова, а их сочетания;
5. Повтори вводные слова, например: however, whether, on the contrary etc;
6. Изучай синонимический ряд слов;
7. Практикуй различные способы выражения своей мысли;
8. Практикуй различные способы образования новых слов, используя суффиксы, префиксы;
9. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;
10. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
11. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
12. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
13. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
Во время экзамена
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Постарайся более полно понять то, о чём идёт речь в тексте (предложении),переведи его на русский язык устно.
3. Переведи значения слов и грамматические конструкции.
4. Не начинай работу не прочитав и не поняв весь текст.
5. Не допускай ошибок при списывании.
6. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.
8. Начни с лёгкого!
9. Думай только о текущем задании!
10. Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: всегда найдутся задания, с которыми ты обязательно справишься.
11. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.